Основными документами, регламентирующими нашу деятельность являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
- ПРИКАЗ от 26 декабря 2013 г. № 1408 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИЙ»
- Приказ Министра обороны РФ от 3 мая 2001 г. № 202 «Об утверждении Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ
Настоящий стандарт устанавливает требования к знаниям, навыкам и умениям водителей автотранспортных средств (АТС) следующих категорий: «В», «С», «D», «СЕ».
Стандарт устанавливает:
-требования к знаниям навыкам и умениям водителя АТС соответствующих категорий и подкатегорий, при выполнении которых кандидат в водители может быть допущен к управлению АТС.
-требования к уровням профессионального мастерства водителей, на основании которых возможна организация системы повышения квалификации водителей.
-требования к содержанию квалификационного экзамена маршруту проведения квалификационной поездки и минимальному времени, необходимому для ее проведения.
-требования к экзаменатору, принимающему экзамен по вождению АТС.
Общие требования к знаниям, навыкам и умениям водителей АТС | ||
Профессиональные
обязанности |
Основные навыки и умения, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей* | Основные знания, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей** |
1 | 2 | 3 |
1. Управление транспортным средством соответствующей категории и подкатегории с заданным качеством (в том числе при буксировании прицепа массой до 750 кг) в различных дорожных условиях.
Соблюдение режимов труда и отдыха. |
Умение планировать и выполнять поездку, использовать атлас автомобильных дорог, дорожные знаки и указатели, радиотехническое и навигационное оборудование.
Умение использовать при управлении оптимальную модель поведения в транспортном потоке (в т.ч. на автомагистрали).
Умение управлять АТС в различных условиях движения (в т.ч. в темное время суток).
Умение не превышать безопасную скорость, не уменьшать дистанцию и поперечный интервал относительно безопасных значений; не уменьшать скорость и не увеличивать поперечный интервал относительно величин, при которых автомобиль начинает создавать помехи движению других ТС.
Умение маневрировать в транспортном потоке.
Умение информировать других участников движения о своих маневрах и не создавать им помех.
Умение использовать приборную информацию для оптимизации управления АТС и контроля его технического состояния.
Умение оптимизировать свою рабочую позу и устанавливать зеркала заднего вида в оптимальное положение.
Навык руления с сохранением обратной связи о положении управляемых колес.
Умение пускать двигатель при различном его температурном состоянии.
Навыки регулирования движения ТС: — трогаться с места (в т.ч. на подъеме), разгоняться с переключением передач по экономичному алгоритму; — стабилизировать скорость; — применять накат и торможение двигателем с переключением передач; — штатно тормозить рабочей тормозной системой; — фиксировать ТС с помощью стояночного тормоза; — направлять ТС по заданной траектории и устранять его отклонения от нее.
Умение маневрировать в ограниченных проездах: -двигаться передним и задним ходом при ограничении поперечного интервала; -разворачиваться с многократным применением передач переднего и заднего хода; -поворачивать на 900 при движении передним и задним ходом; -выполнять параллельную парковку передним и задним ходом
Умение регулировать движение АТС при возникновении нештатных ситуаций: -использовать скоростной алгоритм разгона, в том числе при буксовании колес; тормозить с максимальным замедлением, сохраняя устойчивость АТС против сноса и заноса; -стабилизировать снос и занос.
Умение контролировать техническое состояние АТС и предупреждать его отказы.
Умение поддерживать комфортные условия в кабине (салоне) АТС.
Умение оказывать первую помощь при ДТП. |
Задача водителя при управлении ТС – перемещение пассажиров и грузов с максимальной эффективностью и экологичностью (оптимальная средняя скорость и минимальный расход топлива), заданным уровнем безопасности.
Правила дорожного движения, ответственность за их нарушение в соответствии с административным, уголовным и гражданским кодексами.
Правила экологичного поведения в дорожном движении
Факторы, влияющие на профессиональную надежность водителя: — квалификация – точность формирования плана действий (определение безопасных значений скорости, дистанции и поперечного интервала), и точность выполнения плана действий (уровень навыков); — личностные качества; — этичность поведения в дорожном движении; — состояние здоровья: — режим труда и отдыха; — прием лекарственных препаратов алкоголя, наркотиков.
Основы эффективного, экологичного и безопасного управления АТС: -модель оптимального поведения водителя в дорожном движении; — экономичный, экологичный и безопасный алгоритм регулирования скорости АТС; — зависимость средней скорости, расхода топлива, экологичности и безопасности управления АТС от максимальной скорости на участках свободного движения в транспортных потоках с различными уровнями удобства движения; -влияние отклонения скорости АТС от средней скорости транспортного потока на безопасность управления; — влияние неравномерности движения на расход топлива и безопасность управления АТС;
Условия безопасного управления ТС: — динамический габарит ТС; — опасное пространство вокруг ТС; — конфликтное пространство вокруг АТС; -типичные ситуации, приводящие к ДТП; — влияние на безопасность управления АТС элементов плана и профиля дороги, скользкости и ровности ее покрытия; — влияние на безопасность управления АТС темного времени, дождя, тумана, метели; — влияние на безопасность управления АТС уровня удобства движения в транспортном потоке; — специфические факторы риска, связанные с участием в дорожном движении мотоциклистов, велосипедистов, и пешеходов (особенно детей, и лиц с ограниченной подвижностью); — меры предосторожности при посадке и высадке пассажиров; — информация, снимаемая с пилотажных приборов и маршрутного компьютера для повышения эффективности, экологичности и безопасности управления ТС; -принципы оптимального размещения на рабочем месте; -принципы руления с сохранением обратной связи о положении управляемых колес; -скоростные алгоритмы разгона без буксования и с буксованием ведущих колес; — алгоритмы аварийного торможения при различных коэффициентах сцепления шин с дорогой на АТС с различными типами приводов; -алгоритмы управления при превышении безопасной скорости на входе в поворот на АТС с различными типами приводов; -алгоритм управления АТС при объезде препятствия.
Устройство и свойства АТС как объекта управления.
Правила поведения водителя при ДТП.
Правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Основы работы с дорожными картами и навигационным оборудованием. |
2. Проведение ежедневного технического обслуживания АТС, устранение мелких неисправностей в пути. | Визуально осматривать АТС.
Выполнять ежедневный технический контроль. Устранять мелкие неисправности, не требующие разборки агрегатов (в т.ч. замена колеса). |
Устройство АТС как объекта управления и его техническая эксплуатация.
Правила техники безопасности при обслуживании транспортных средств. Нормы давления в шинах _____________________
|
3. Заправка АТС топливом и техническими жидкостями.
|
Заправлять АТС горюче-смазочными материалами и техническими жидкостями;
Соблюдение техники безопасности при заправке Обеспечение экологической безопасности при выполнении работ по заправке транспортного средства. Соблюдать меры противопожарной и экологической безопасности при заправке транспортного средства |
Объемы заправочных емкостей марки заправочных материалов и технических жидкостей, применяемых для обслуживаемого АТС, их совместимость.
|
Специальные требования к водителям АТС категории «В»
|
|
Квалификационный уровень – второй
|
Компетентность работника включает применение знаний в большом диапазоне различных работ, выполняемых при разнообразии обстоятельств. Некоторые из этих работ являются сложными и нестандартными, на работника возложена определенная ответственность и он имеет некоторую автономность. |
Направление деятельности работников | Управление автомобилем |
Требования к общеобразовательному уровню и уровню профессионального образования | Среднее общее образование, профессиональная подготовка |
Требования к практическому опыту | Не предъявляются |
Требования к аттестации и сертификации | Добровольная сертификация |
Уровни компетентности – пять
|
I – V ранги (4-8 разряды) |
Специфические требования к состоянию здоровья | Устанавливаются Министерством здраво-охранения и социальной защиты РФ |
Требования, предъявляемые к качеству управления ТС на квалификационном экзамене
|
При выполнении квалификационной поездки по заданному маршруту кандидат в водители должен проехать его не выходя за границы безопасного управления со скоростью транспортного потока и расходом топлива, соответствующему V рангу в табл.1.
|
Таблица 1.
Шкала ранжирования водителей транспортных средств
категории «В» по уровню мастерства
Ранг | I | II | III | IV | V |
Расход топлива по отношению к нормативу не более % | 72 | 78 | 84 | 90 | 100 |
Дополнительные требования к водителю АТС категории «В»,
выполняющему коммерческие перевозки пассажиров |
||
Профессиональные
обязанности |
Основные умения, навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей | Основные знания, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей |
1 | 2 | 3 |
6.1. Получение и оформление путевой документации | Получение в диспетчерской службе необходимой путевой документации.
Соблюдение конфиденциальности в отношении получаемой информации.
|
Правила оформления путевой, технической, страховой и другой документации.
Основные термины, применяемые в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения. Должностная инструкция. Правила внутреннего распорядка своей организации. Основы межличностного и делового общения
|
6.2. Посадка пассажиров | Проверка применения пассажирами ремней безопасности
|
Правила дорожного движения Должностная инструкция Правила внутреннего распорядка своей организации. |
6.3. Соблюдение мер безопасности по обеспечению сохранности ТС и пассажиров | Управление ТС с заданным уровнем безопасности.
Принятие мер безопасности на стоянках в соответствии с инструкцией своей организации. Исключение перевозки посторонних лиц. Принятие мер по исключению доступа к транспортному средству посторонних лиц.
|
Правила дорожного движения
Правила остановки транспортных средств сотрудниками Госавтоинспекции. Нормативно-правовая документация по остановке и проверке транспортных средств сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Должностная инструкция Правила внутреннего распорядка своей организации. Распоряжения и приказы своей организации. |
6.4. Выполнение перевозки согласно путевой документации | Выполнение заданного маршрута движения согласно путевой документации.
Соблюдение сроков доставки пассажиров |
Путевая документация.
Карты, атлас автомобильных дорог. Руководство по применению навигационной аппаратуры |
6.5. Оформление и сдача путевой, и финансовой документации | Получение отметки должностного лица в путевом листе о техническом состоянии транспортного средства и его сдаче.
Заполнение путевого листа в соответствии с Инструкцией по заполнению путевых листов. Проверка комплектности транспортной и финансовой документации. Сдача в срок путевой документации должностному лицу для отчета о выполнении задания. Соблюдение правил внутреннего распорядка своей организации. Заполнение авансового отчета. Сдача авансового отчета с приложением платежных документов и оставшихся денежных средств должностному лицу. Предупреждение должностных лиц о приближении окончания сроков действия страхового полиса, талона технического осмотра ТС, водительского удостоверения, медицинской справки, паспорта гражданина |
Правила оформления путевой, технической, страховой и другой документации.
Основные термины в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения. Организационная структура своего предприятия. Должностная инструкция. Правила внутреннего распорядка своей организации. |
Дополнительные требования к водителям АТС категории «В»,
выполняющих коммерческие перевозки грузов |
|||
Коммерческие перевозки грузов. Профессиональные обязанности | Основные умения, навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей | Основные знания, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей | |
1 | 2 | 3 | |
7.1. Получение и оформление путевой и транспортной документации | Получение в диспетчерской службе необходимой путевой и транспортной документации.
Проверка наличия подписей, печатей, кодов грузов, совпадения данных в различных путевых и транспортных документах. Заполнение и сдача документа о прибытии на терминал, информирование об этом своей диспетчерской службы. Получение пропуска на въезд в терминал Отражение в транспортной документации замечаний о целостности упаковки груза. Соблюдение конфиденциальность в отношении получаемой информации.
|
Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Правила оформления путевой, транспортной, технической, страховой и другой документации. Основные термины, применяемые в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения. Должностная инструкция. Правила внутреннего распорядка своей организации. Основы межличностного и делового общения
|
|
7.2. Прием груза у грузоотправителя, руководство его размещением на грузовой платформе и закреплением. | Соблюдение Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом.
Принятие груза по количеству, весу, маркировке и целостности его упаковки. Осуществление контроля соответствия весовых и габаритных параметров груза технической характеристике ТС. Руководство размещением груза с учетом распределения его веса по осям и указаний отправителя по нагрузке на тару Проверка (обеспечение) надежного закрепления груза. Отказ от погрузки при отсутствии возможности надежного закрепления груза Сверка соответствия маркировки на пломбах и упаковках с указанной информацией в транспортной документации Укрытие сыпучих грузов пологом по завершению погрузки. |
Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Правила размещения груза. Правила и нормы охраны труда Должностная инструкция Правила внутреннего распорядка своей организации. |
|
7.3. Соблюдение мер безопасности по обеспечению сохранности ТС и груза | Управление ТС с заданным уровнем безопасности.
Принятие мер безопасности и обеспечения сохранности ТС и груза в рейсе и на стоянках в соответствии с инструкцией своей организации. Исключение перевозку посторонних лиц. Принятие мер по исключению доступа к транспортному средству посторонних лиц. Укрытие сыпучих грузов пологом по завершению погрузки. Проверка целостности тента и уплотнительных устройств. |
Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Правила остановки транспортных средств сотрудниками Госавтоинспекции. Нормативно-правовая документация по остановке и проверке транспортных средств сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Должностная инструкция Правила внутреннего распорядка своей организации. Распоряжения и приказы своей организации. |
|
7.4. Получение и оформление транспортной документации | 2 | ||
7.5. Выполнение перевозки согласно путевой документации | Выполнение заданного маршрута движения согласно путевой документации.
Соблюдение сроков доставки груза. |
Путевая документация.
Карты, атлас автомобильных дорог. Руководство по применению навигационной аппаратуры |
|
7.6. Сдача груза грузополучателю и оформление документации у грузополучателя | Заполнение и сдача документа о прибытии на терминал, информирование об этом диспетчерскую службу своей организации.
Информирование грузополучателя о доставке груза. Получение пропуска на въезд в зону разгрузки. Сдача груза грузополучателю и оформлять транспортную документацию. |
Основные термины в сфере автомобильного транспорта и | |
7.7. Оформление и сдача путевой, транспортной и финансовой документации | Получение отметки должностного лица в путевом листе о техническом состоянии транспортного средства и его сдаче.
Заполнение путевого листа в соответствии с Инструкцией по заполнению путевых листов. Проверка комплектности транспортной и финансовой документации. Сдача в срок путевой и транспортной документации должностному лицу для отчета о выполнении задания. Соблюдение правил внутреннего распорядка своей организации. Заполнение авансового отчета. Сдача авансового отчета с приложением платежных документов и оставшихся денежных средств должностному лицу. Предупреждение должностных лиц о приближении окончания сроков действия страхового полиса, талона технического осмотра ТС, водительского удостоверения, медицинской справки, паспорта гражданина |
Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Правила оформления путевой, транспортной, технической, страховой и другой документации. Основные термины в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения. Организационная структура своего предприятия. Должностная инструкция. Правила внутреннего распорядка своей организации. |
Требования к маршруту и продолжительности проведения
квалификационного экзамена
Маршрут проведения квалификационной поездки, по возможности, должен включать условия движения, с которыми кандидат в водители встретится после получения допуска к управлению АТС. Маршрут должен обеспечивать проверку умения кандидата в водители управлять АТС с заданным качеством – ездить безопасно со скоростью транспортного потока, не превышая норматива расхода топлива. Продолжительность квалификационной поездки должна быть не меньше 60 мин при сдаче квалификационного экзамена на право управлять АИС категории «В» и не менее 90 мин – на АТС категорий «С» и «D».
Требования к квалификации экзаменатора
Экзаменатором может стать лицо, имеющее высшее профессиональное образование по технической специальности, возраст не моложе 25 лет, стаж вождения АТС не менее 5 лет, квалификацию водителя не ниже II ранга и получивший дополнительную профессию «экзаменатор по вождению автотранспортных средств»